На главную
Октябрьский район Ростовской области
Инвестиционный портал


Малое и среднее предпринимательство - кто может прийти с проверкой

21.02.2017 | Просмотров: 886
О том, что в любой момент в компанию может прийти с проверкой налоговая служба, знают все. Но, налоговая служба не единственная, кто может проверить деятельность фирмы. В настоящей информации собраны наиболее полные сведения о проверяющих ведомствах, подкрепленные данными о том, по какой нормативной базе будет проходить проверка. Как правило, каждая проверка регулируется каким-либо отдельным законом или подзаконным актом. Однако для всех органов власти (за исключением ФНС РФ и страховых фондов) действуют следующие основные документы: 


1. Федеральный закон от 26.12.08 № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
2. Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.06.10 № 489. Что касается плановых проверок на текущий год, то узнать о них можно на сайте Генеральной прокуратуры России, где размещен сводный план проверок юридических лиц и предпринимателей. Также следует отметить, что введенный до 2018 года по проверкам малого и среднего бизнеса мораторий касается проверок, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 26.12.08 № 294 ФЗ и относится только к плановым мероприятиям (ст. 26.1 данного закона. В отношении внеплановой проверки мораторий не действует. Это стоит учитывать!

1. ФНС России А теперь преступим к списку проверяющих ведомств. Первое место в нем, без сомнения, занимает ФНС России (www.nalog.ru). Субъектами проверки являются: — компании; — индивидуальные предприниматели; — физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность. Обычно проверяют соблюдение налогового законодательства, в частности: — достоверность данных, указанных в декларациях и расчетах; — исчисление налогов и сборов, а с 01.01.17 еще и страховых взносов; — применение льгот; — наличие имущества; — цены сделок; — полноту и достоверность учета операций и имущества и др. Кроме того, в разряд проверяемых может войти соблюдение законодательства о применении ККТ при наличных расчетах: — факт применения ККТ, выдача БСО, товарных чеков, квитанций, иных документов, которые подтверждают получение оплаты; — физическое состояние и данные ККТ (регистрация и место установки используемой техники, состояние корпуса, пломб, реквизиты и время на чеках) и др. Не исключено, что проверят соблюдение кассовой дисциплины: — полноту оприходования наличной выручки; — лимит кассы; — соблюдение порядка расчетов наличными средствами, включая превышение лимита расчетов (100 тыс. руб.); — правильность оформления наличных расчетов (приходных и расходных кассовых ордеров, авансовых отчетов и др.); — наличие договора об обслуживании предприятиями держателей платежных карт с банком и др. А теперь о тех документах, которые регламентируют проведение данных проверок. Это: - Налоговый кодекс РФ; - Гражданский кодекс РФ; - Кодекс об административных правонарушениях РФ; - Трудовой кодекс РФ; - Федеральный закон от 22.05.03 № 54 ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием электронных средств платежа» и д.р.

2. ФМС России Второе место у ФМС России (www.fms.ru). Она также проверяет: — юридических лиц; — индивидуальных предпринимателей; — физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность. В сферу проверки попадает соблюдение миграционного законодательства: — наличие разрешения на привлечение и использование труда иностранных работников; — наличие разрешения на работу или патента у иностранных лиц или лиц без гражданства; — превышение допустимой доли иностранных работников; — наличие договора (полиса) обязательного медицинского страхования у иностранных работников; — соблюдение обязанностей принимающей стороны по миграционному учету (уведомление УФМС России о заключении или расторжении трудового или гражданско-правового договора с таким работником) и др. Регламентирующие документы: - Кодекс об административных правонарушениях РФ; - Федеральный закон от 25.07.02 № 115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации; - Федеральный закон от 18.07.06 № 109 ФЗ «О миграционном учете в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 15.08.96 № 114 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и др.

3. ФСС России И ПФР Следующие в списке ФСС России И ПФР. Они проверяют: — компании; — индивидуальных предпринимателей; — физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность. Учитывая то, что с 01.01.2017 администрирование страховых взносов передано ФНС РФ, они могут проверять правильность их исчисления и уплаты лишь за периоды, предшествующие этой дате. Также могут проверить: — достоверность данных, указанных в расчетах; — исчисление страховых взносов; — применение льгот; — квалификацию выплаченных сумм и др. Обратите внимание, следующие данные могут проверять вне зависимости от периода: — данные персонифицированного учета (ПФР); — расчеты и выплаты пособий за счет социального страхования (ФСС России); — исчисление и расчет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ФСС России). Нормативная база: - Трудовой кодекс РФ; - Гражданский кодекс РФ; - Кодекс об административных правонарушениях РФ; - Федеральный закон от 03.07.16 № 250 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации»; - Федеральный закон от 24.07.09 № 212 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; - Федеральный закон от 24.07.98 № 125 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и др.

4. ФАС России Субъектами проверки для них являются: — юридические лица; — индивидуальные предприниматели. Основной предмет проверки - соблюдение требований антимонопольного законодательства, а именно: — отсутствие или наличие признаков монополистической деятельности; — осуществление действий, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности (недобросовестная конкуренция). Также могут «обратить внимание» на соблюдение правил распространения рекламы. Поводом для санкций могут стать: — ненадлежащая реклама (недобросовестная, недостоверная или содержащая недопустимые элементы); — нарушение правил распространения рекламы (размещение и распространение рекламы с нарушением установленных правил) и др. Регламентируют проведение проверок со стороны ФАС: - Гражданский кодекс РФ; - Кодекс об административных правонарушениях РФ; - Федеральный закон от 26.07.06 № 135 ФЗ «О защите конкуренции»; - Федеральный закон от 13.03.06 № 38 ФЗ «О рекламе» и др.

5. ФТС России Теперь о том, кого и за что может проверить ФТС России. Субъектами проверки здесь окажутся: — декларанты; — таможенные представители; — перевозчики; — лица, обладающие полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или их представители; — лица, осуществляющие временное хранение товаров; — владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов; — уполномоченный экономический оператор; — иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру; — лица, в отношении которых имеется информация, что в их владении или пользовании находятся или находились товары с нарушением порядка, предусмотренного настоящим ТК ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу. Что проверяют: — достоверность сведений в ГТД: классификацию товара, страну происхождения; таможенную стоимость; — исчисление таможенных платежей; — применение льгот; — цены сделок; — полноту и достоверность учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; — соблюдение прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности, таможенный реестр которых они ведут. Нормативная база: - Таможенный кодекс Таможенного союза; - Гражданский кодекс РФ; - Кодекс об административных правонарушениях РФ; - Федеральный закон от 27.11.10 № 311 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и др.

7. Трудовая инспекция Следующая в списке Государственная трудовая инспекция, она проверяет: — юридических лиц; — индивидуальных предпринимателей. Проверка может коснуться соблюдения: — порядка оформления, изменения и прекращения трудовых договоров; — требований заключения и соблюдения коллективного договора; — законодательства об оплате труда; — процедур разрешения коллективных трудовых споров; — требований трудового законодательства о рабочем времени и времени отдыха (режим рабочего времени, установленные перерывы в работе, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставление отпусков); — законодательства по охране труда; — трудовых прав женщин, лиц с семейными обязанностями и работников в возрасте до восемнадцати лет; — установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве. Кроме этого могут проверить: — наличие правил и инструкции по охране труда; — предоставление работникам установленных законодательством гарантий и компенсаций, в том числе за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; — обучение по охране труда руководителей, специалистов и других работников; — обеспечение работников средствами индивидуальной защиты и коллективной защиты; — санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников; — финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда; — формирование и организацию деятельности служб охраны труда и специалистов по охране труда. Регламентируют проведение этих проверок следующие документы и законы: - Трудовой кодекс РФ; - Конвенция МОТ 1947 года об инспекции труда (Конвенция № 81, Протокол МОТ 1995 года); - Протокол 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда; - Конвенция МОТ 1978 года о регулировании вопросов труда; - Конвенция № 150; - Конвенция МОТ 1981 года о безопасности и гигиене труда в производственной сфере; - Конвенция № 155; - Федеральный закон от 28.12.13 № 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда»; - Кодекс об административных правонарушениях РФ; - Санитарные нормы и правила и др.

8. МЧС России МЧС России проверяет: — юридически лиц; — индивидуальных предпринимателей. В сферу проверок входит в первую очередь соблюдение требований пожарной безопасности, а именно: — обучение работников мерам пожарной безопасности; — установленный на объекте противопожарный режим, его соблюдение работниками; — наличие пожарно-технической комиссии и добровольного пожарного формирования, лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности; — наличие локальных нормативных актов по обеспечению пожарной безопасности (инструкций о мерах пожарной безопасности на объекте и по видам работ, выполняемых на объекте; инструкций и схем (планов) эвакуации при пожаре и т.п.); — исправность противопожарных систем и установок, а также исправность и достаточность наружного освещения объектов работодателя, устройств самозакрывания дверей (доводчиков); — наличие предупредительных обозначений, надписей и т. п. в помещениях (на оборудовании и т. п.), имеющих повышенную пожарную опасность; — оборудование и содержание мест для курения и сжигания отходов (тары), контейнеров для сбора использованных обтирочных материалов, кладовых для хранения спецодежды; — состояние противопожарных перекрытий, огнезащитных покрытий, чердачных помещений, цокольных и подвальных этажей; — эксплуатация эвакуационных путей и выходов, электрооборудования объекта; — обеспеченность первичными средствами пожаротушения; — выполнение пожароопасных работ и др. Нормативная база: - Кодекс об административных правонарушениях РФ; - Федеральный закон от 21.12.94 № 69 ФЗ «О пожарной безопасности» и др.

9. Роспотребнадзор Роспотребнадзор также может прийти с проверкой. Субъектами для нее станут: — юридические лица; — индивидуальные предприниматели. Проверять будут соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства по охране труда: — соблюдение санитарных правил и гигиенических норм в отношении производственного и технологического процесса, организации рабочих мест; — проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; — выполнение требований санитарного контроля в отношении персонала (прохождение обязательных медосмотров, наличие медицинских книжек, выдачу средств защиты и др.); — выполнение иных требований санитарного законодательства; — наличие правил и инструкции по охране труда; — соблюдение требований по охране труда и др. Также проверка может затронуть соблюдение законодательства о защите прав потребителей: — доступность информации о правах потребителя, контрольных весов, книги отзывов и предложений; — полноту раскрытия данных о продавце или исполнителе работ, услуг (наименование, режим работы), о качестве товара, работ или услуг, их цене, потребительских свойствах, гарантийном сроке; — соблюдение правил продажи отдельных видов товаров; — выдачу необходимых документов при продаже товаров, оказании услуг, выполнении работ; — соблюдение сроков рассмотрения претензий и жалоб потребителя и др. К регламентирующим документам относятся: - Гражданский кодекс РФ; - Трудовой кодекс РФ; - Кодекс об административных правонарушениях РФ; - Санитарные нормы и правила; - Федеральный закон от 28.12.13 № 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда»; - Закон РФ от 07.02.92 № 2300–1 «О защите прав потребителей»; - Федеральный закон от 30.03.99 № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; - Федеральный закон от 02.01.2000 № 29 ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и др.

10. Проверки РОСПРИРОДНАДЗОРа касаются: — юридических лиц; — индивидуальных предпринимателей. Проверяющие заинтересуются соблюдением природоохранного законодательства: — исполнением требований по разведке и эксплуатации недр, правил водопользования; — возмещением вреда, причиненного почве, приведением водных объектов в состояние, пригодное для пользования; — соблюдением экологического аудита; — правильностью установления технологических нормативов; — установлением и соответствием нормативов утилизации отходов; — заключением договоров на утилизацию отходов с компаниями, имеющими лицензию; — обеспечением правильной и своевременной утилизации отходов и др. Нормативная база: - Кодекс об административных правонарушениях РФ; - Федеральный закон от 10.01.02 № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды»; - Федеральный закон от 24.06.98 № 89 ФЗ «Об отходах производства и потребления» и др.

11. Для РОСКОМНАЗДОРа субъектами проверки станут операторы, лица, которые организуют и осуществляют обработку персональных данных (ПД) и определяют цели такой обработки, а это: — юридические лица; — индивидуальные предприниматели. Проверяют исполнение законодательства о персональных данных: — наличие и исполнение политики в отношении обработки оператором ПД; — ознакомление работников, непосредственно осуществляющих обработку ПД, с положениями законодательства РФ о ПД и внутренней политики в отношении обработки ПД; — наличие технических средств, обеспечивающих защиту ПД (антивирусная защита, наличие средств утилизации документов, защитные фильтры); — наличие или отсутствие согласия работников и иных лиц на обработку их ПД и др. Регламентирующие документы: - Кодекс об административных правонарушениях РФ; - Федеральный закон от 27.07.06 № 152 ФЗ «О персональных данных» и др.

12. Военный комиссариат. Субъектом проверки может стать любое юрлицо, в штате которого есть военнообязанные работники. В сферу проверки включают правильность ведения воинского учета: — наличие распорядительной документации об организации и ведении воинского учета (приказ, план работы, журнал проверок, личные карточки и другие документы); — полноту и достоверность сведений, отраженных в личных карточках; — предоставление информации о принятии на работу или увольнение граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете; — наличие справочной информации по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации. Регламентирующие документы здесь: - Кодекс об административных правонарушениях РФ; - Федеральный закон от 31.05.96 № 61 ФЗ «Об обороне»; - Федеральный закон от 26.02.97 № 31 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 28.03.98 № 53 ФЗ«О воинской обязанности и военной службе» и др.

13. ФССП России Для ФССП России субъекты проверки: — юридические лица; — индивидуальные предприниматели. Поверка коснется принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Следовательно могут проверять: —у работодателей работу с исполнительными документами на числящихся у них должников и ведение финансовой документации по исполнению указанных документов; — входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры, при необходимости вскрывать, совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им. Документы основания: - Федеральный закон от 21.07.97 № 118 ФЗ «О судебных приставах»; - Федеральный закон от 02.10.07 № 229 ФЗ «Об исполнительном производстве» и др.

14. Прокуратура Кого проверит прокуратура? Субъекты проверки: — юридические лица; — индивидуальные предприниматели. Проверяют следующее: — любые факты нарушения компанией или ее должностными лицами прав и свобод человека, законов различной отраслевой принадлежности; — соответствие нормативных правовых актов и ненормативных актов действующему законодательству. Руководствуются: - Федеральным законом от 17.01.92 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» и актами, которыми руководствуются при проверке иные органы.

15. ОВД, ОЭБиПК, УЭБиПК, ГУЭБиПК, СК РФ С проверкой могут прийти ОВД, ОЭБиПК, УЭБиПК, ГУЭБиПК, СК РФ. Субъектами такой проверки станут: — юридические лица; — индивидуальные предприниматели. В сфере проверки – соблюдение закона, а точнее любые факты нарушения компанией или ее должностными лицами закона, если есть признаки уголовного преступления (использование поддельных документов, неуплата налогов и сборов в крупных и особо крупных размерах, мошенничество и др.) Нормативная база: - Уголовный кодекс РФ; - Уголовно-процессуальный кодекс РФ; - Федеральный закон от 07.02.11 № 3 ФЗ «О полиции»; - Федеральный закон от 12.08.95 № 144 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; - Федеральный закон от 28.12.10 № 403 ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» и др.

16. ФСБ РОССИИ Придут проверять: — юридических лиц; — индивидуальных предпринимателей. Предмет проверки будет связан с госбезопасностью. Будут проверять любые нарушения компанией или ее должностными лицами,связанные с: — безопасностью государства; — террористической угрозой; — государственной тайной; — организацией незаконной миграции и др. Нормативная база: - Уголовный кодекс РФ; - Уголовно-процессуальный кодекс РФ; - Федеральный закон от 03.04.95 № 40 ФЗ «О Федеральной службе безопасности» и др.

17. Объединения потребителей Объединения потребителей проверяют: — юридические лица; — индивидуальных предпринимателей. Предмет проверки - соблюдение законодательства о защите прав потребителей исключительно в рамках полномочий, определенных в статье 45 Закона РФ от 07.02.92 № 2300–1. Информацию о выявленных нарушениях могут представить в органы исполнительной власти в целях принятия ими мер. Здесь действует: - Закон РФ от 07.02.92 № 2300–1 «О защите прав потребителей»; - не распространяется действие Федерального закона от 26.12.08 №294 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Источник: налоговыеновости.рф


Сектор по содействию развитию малого и среднего предпринимательства, главный специалист
@Жугин Вячеслав Владимирович, тел. 8(86360)2-34-75
 




Теги: