На главную
Октябрьский район Ростовской области
Инвестиционный портал


Мониторинг законодательных новшеств

20.07.2022 | Просмотров: 73

Мониторинг законодательных новшеств
1. Новое в законодательстве (изменения, вступившие в силу)

- Начинается запуск IT-платформы для заключения СЗПК Постановление Правительства РФ от 28 мая 2022 № 967 “О первой очереди государственной информационной системы "Капиталовложения"
С 1 июня ФНС начинает опытную эксплуатацию государственной информационной системы "Капиталовложения". Кабмин утвердил положение о ней. С помощью ГИС можно заключать соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) в электронной форме. В дальнейшем на базе ГИС будут организованы мониторинг реализации соглашений, возмещение инвесторам затрат и предоставление налоговых вычетов. В перспективе ГИС должна стать единым решением для привлечения частных капиталов в новые инвестпроекты, навигатором мер господдержки для бизнеса.

- Уточнены некоторые вопросы торговой деятельности и государственно-частного партнёрства Федеральный закон от 11 июня 2022 г. № 154-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Ритейлерам упростили сделки с торговыми объектами иностранных компаний, покинувших Россию. Скорректированы правила госрегулирования торговой деятельности. В настоящее время ритейлер, доля которого в границах региона превышает 25%, не может покупать или арендовать дополнительные торговые площади. С 15 июня по 31 декабря 2022 г. данные ограничения по доле не будут применяться к сделкам по приобретению или аренде по любым основаниям дополнительной площади торговых объектов, владельцами которых являются иностранные собственники, покинувшие Россию. Кроме того, закон даёт возможность предусмотреть в соглашениях о государственно- и муниципально-частном партнёрстве передачу публичным партнёром во владение и в пользование частному партнёру объекта незавершённого строительства, права на который зарегистрированы в ЕГРН. Такая же возможность появилась и в отношении концессионных соглашений. Объекты, предназначенные для размещения приютов для животных, отнесены к объектам соглашений о государственно- и муниципально-частном партнёрстве. Также закон уточняет правила использования информации, содержащейся в ГИС мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке. Закон вступает в силу с 15 июня 2022 г.

- Защита и поощрение капиталовложений в РФ: законодательные изменения Федеральный закон от 28 июня 2022 г. № 226-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон” О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации". Государственная Дума приняла поправки, регулирующие соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Данные изменения направлены на совершенствование механизма. Заключить СЗПК смогут инвесторы, которые готовы вложить от 200 млн рублей в региональные проекты и от 750 млн рублей – в федеральные, в зависимости от сферы.
В частности, предусматривается следующее:
- до 31 декабря 2022 г. продлен срок для заключения СЗПК, стороной которых является Российская Федерация, без соблюдения электронной формы;
- уточняется состав и условия стабилизационных оговорок, благодаря которым для инвесторов на конкретный срок фиксируется уровень налогов и гарантируется неизменность законодательства;
- участникам соглашений предоставляется право продлевать срок действия соглашения, когда выполнение обязательств по каким-либо независящим от инвестора причинам временно невозможно. Это становится возможно, если объем совокупной ежегодной выручки организации, реализующей проект, от реализации продукции, выпускаемой в рамках инвестиционного проекта, составляет не менее 80 процентов. Если обстоятельства действуют более года, то возможно изменить условия соглашения, а не только продлить срок;
- предлагается замена налоговых проверок налоговым мониторингом. В тексте закона указаны примеры существенных изменений обстоятельств, которые можно будет использовать в спорах об изменении условий соглашений и для иных инвестиционных проектов. Например, к ним отнесены дисбаланс внутреннего рынка в виде роста розничных цен на 30 и более процентов. Также напомним, что ключевую роль в обеспечении привлекательности инструмента СЗПК для бизнеса будет играть эффективная правоприменительная практика, которая на данный момент еще не сформирована в отличие от иных инвестиционных механизмов.

- Изменены требования к резидентам ТОР в моногородах Федеральный закон от 11 июня 2022 г. № 164-ФЗ "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона “О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (документ не вступил в силу)
Ранее было установлено, что резидентом может быть юрлицо, если оно зарегистрировано и ведет деятельность в моногороде, реализует свой инвестпроект и не является градообразующей организацией или ее "дочкой". Поправками уточнено, что компания не должна являться градообразующей на дату включения в реестр резидентов. В результате реализации инвестпроекта не предусмотрено производство товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках деятельности, в которой занято 20% или более среднесписочной численности работников всех организаций моногорода. Однако нельзя исключать ситуацию, когда, например, в связи с расширением производства количество работников может стать больше. В связи с этим установлено, что если в рамках инвестпроекта резидент создал рабочие места в количестве, превышающем указанное, то он не является градообразующей организацией.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после его официального опубликования.

- Минэкономразвития дополнило региональный инвестиционный стандарт Приказ Министерства экономического развития РФ от 6 июня 2022 г. № 297 “О внесении изменений в приложение № 5 к приказу Минэкономразвития России от 30 сентября 2021 г. № 591 «О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации («Региональный инвестиционный стандарт»)»
Регионам предоставляются дотации в целях частичной компенсации выпадающих доходов от применения инвестиционного налогового вычета. Минэкономразвития уточнило рекомендации по внедрению инвестиционных правил субъекта. Основными приоритетными направлениями, доступ к которым подлежит алгоритмизации и оптимизации, в рамках свода инвестиционных правил, дополнительно являются теплоснабжение, обеспечение доступа к дорожной инфраструктуре и газоснабжение (подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения). Прописаны алгоритмы действий инвесторов.

- Изменилась форма соглашения о реализации регионами новых инвестпроектов с привлечением средств, освободившихся при списании долгов по бюджетным кредитам Приказ Министерства экономического развития РФ от 15 марта 2022 № 128 “О внесении изменений в форму соглашения о реализации новых инвестиционных проектов, включенных в сводный перечень новых инвестиционных проектов, утвержденную приказом Минэкономразвития России от 30 июня 2021 г. № 398” Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 Июня 2022 г. Регистрационный N 68829.
Государство списывает регионам долги по бюджетным кредитам с условием создания инфраструктуры для реализации новых инвестпроектов в сферах сельского хозяйства, туризма, обрабатывающего производства, добычи полезных ископаемых (кроме нефти и газа), жилищного и дорожного строительства, логистики. Субъект заключает с Минэкономразвития соглашение о реализации нового инвестпроекта. Внесенными изменениями обновлены прилагаемые к соглашению формы мониторинга хода создания объекта инфраструктуры, необходимого для реализации нового инвестпроекта, и мониторинга хода реализации нового инвестпроекта.

- Правительство поддержит концессионеров, реализующих проекты регионального и муниципального уровня Постановление Правительства РФ от 23 июня 2022 г. № 1126 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (документ не вступил в силу)
В частности, расширен перечень случаев, в которых антимонопольный орган может согласовывать изменение условий концессионного соглашения. Таким основанием является в т. ч. существенное изменение обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении. Для пересмотра условий концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве в связи с ростом цен в 2021-2022 гг. на строительные ресурсы инвестору необходимо будет повторно пройти экспертизу проектной документации в части проверки достоверности сметной стоимости строительства, чтобы подтвердить факт удорожания.

- Для участников соглашений о защите капиталовложений ввели налоговые вычеты Федеральный закон от 28 июня 2022 г. № 225-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации” (документ не вступил в силу)
В НК РФ внесены поправки, определяющие особенности налогообложения при реализации соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). В частности, установлены правила получения статуса налогоплательщика - участника соглашения. Предусмотрены вычеты по налогам на прибыль, на имущество организаций, а также по земельному налогу в целях возмещения затрат, по которым Законом о защите и поощрении капиталовложений предусмотрено предоставление мер господдержки. Прописаны условия применения вычетов. Предусмотрено оформление специального уведомления о налоговом вычете для СЗПК, которое уполномоченный орган будет направлять в ФНС после его получения. Закреплены особенности проведения налогового мониторинга в отношении таких налогоплательщиков. Закон вступает в силу по истечении месяца со дня опубликования, за исключением отдельного положения, которое вводится в действие с 1 января 2023 г.

2. Законодательные инициативы

- Для отбора проектов по строительству (реконструкции) автодорог, реализуемых регионами в рамках концессионных соглашений, создадут специальную комиссию Проект Приказа Министерства транспорта РФ "Об утверждении положения о Межведомственной комиссии при Министерстве транспорта Российской Федерации по отбору проектов по строительству (реконструкции) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений), реализуемых субъектами Российской Федерации в рамках концессионных соглашений" (подготовлен Минтрансом России 19.05.2022) Подготовлено положение о Межведомственной комиссии по отбору проектов по строительству (реконструкции) автодорог (их участков или искусственных дорожных сооружений), реализуемых регионами в рамках концессионных соглашений. Формировать комиссию и утверждать ее состав будет Минтранс. Председатель комиссии - Министр транспорта или его заместитель. Организационно-техническое, методическое и иное обеспечение деятельности комиссии осуществляет Министерство. Комиссия будет утверждать перечень приоритетных проектов и предоставлять рекомендации Правительственной комиссии по региональному развитию или ее президиуму (штабу) в отношении проектов, находящихся в утвержденном перечне приоритетных проектов. Ее заседания будут проводиться по мере необходимости.


- Предложены послабления по изменению условий концессионного соглашения в 2022 г.
Досье на проект федерального закона № 136325-8 “О внесении изменений в статью 54 Федерального закона "О концессионных соглашениях" (внесен 03.06.2022 Правительством РФ) 3 июня 2022 г. в Госдуму на рассмотрение поступил законопроект, согласно которому до 1 января 2023 г. допускается менять условия концессионного соглашения, заключенного до 1 марта 2022 г., по соглашению сторон без согласования с антимонопольным органом, если при исполнении такого соглашения изменились обстоятельства, из которых стороны исходили при его заключении. Прописываются условия. Данная мера не будет распространяться на соглашения, предметом которых являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты по производству, передаче и распределению электроэнергии, объекты газоснабжения, объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов. Корректировка условий не должна приводить к изменению целевого назначения объекта соглашения, уменьшению объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта и увеличению цен (тарифов) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги концессионером.

- Заинтересованные лица получат равный доступ к заключению концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора
Досье на проект федерального закона № 140808-8 “О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" (внесен 10.06.2022 Правительством РФ) 10 июня 2022 г. Правительство внесло в Госдуму законопроект по вопросам заключения концессионных соглашений. Предлагается установить равный доступ заинтересованных лиц к заключению концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора. Определят сроки и объем информации, размещаемой на сайте torgi.gov.ru, срок принятия концедентом решений в части проведения конкурсных процедур при наличии заявок о готовности к участию в конкурсе на условиях, предложенных потенциальным инвестором, от иных лиц. Предлагается запретить унитарным предприятиям и бюджетным учреждениям быть концессионером, если хотя бы один из учредителей является концедентом. Концедент сможет участвовать в финансировании расходов концессионера по госрегистрации недвижимости, являющейся объектом концессионного соглашения. Будет усовершенствован порядок проведения конкурсных процедур и передачи объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения концессионеру. Установят обязательный размер задатка для лиц, направивших заявки о готовности к участию в конкурсе на право заключить концессионное соглашение в отношении объекта ЖКХ. При отзыве заявки до определения победителя, при отказе или уклонении победителя конкурса от подписания концессионного соглашения в отношении объекта ЖКХ задаток останется у концедента. Введут запрет на неоднократную и последовательную передачу хозяйствующим субъектам объектов коммунальной инфраструктуры без торгов, если в итоге ограничивается конкуренция.

- Планируется усовершенствовать механизм защиты инвестиций в ОЭЗ
Досье на проект федерального закона № 150776-8 “О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (внесен 24.06.2022 Правительством РФ) 24 июня 2022 г. в Госдуму внесён законопроект о гармонизации законодательства об ОЭЗ и концессионных соглашениях, а также об ограничении злоупотребления мерами господдержки в ОЭЗ и о защите интересов публичной стороны от злоупотребления правом со стороны резидентов.
Документ предусматривает:
- упрощение получения концессионером статуса резидента;
- сокращение количества проверочных процедур концессионера в ОЭЗ;
- установление 90-дневного срока внесения изменений в соглашение об осуществлении деятельности при внесении изменений в концессионное соглашение о реализации проекта в ОЭЗ;
- установление в ОЭЗ порядка расчёта арендной платы за земельные участки, которые предоставляются концессионеру.
Резиденту ОЭЗ в СКФО предоставят возможность однократного внесения изменений в существенные условия соглашения, включая изменение качественных и количественных характеристик объектов и продление сроков проекта до 2 лет. При этом резидент, являющийся концессионером по концессионному соглашению, сможет вносить изменение в соглашение об осуществлении деятельности при изменении условий концессионного соглашения. Будет установлен мораторий на изменение соглашения во время суда с резидентом.
Сократятся сроки (с 24 до 6 месяцев), при которых не наступает ответственность за нарушение существенных условий соглашения. По решению Правительства будет возможно временное прекращение рассмотрения экспертным советом новых заявок на получение статуса резидента ОЭЗ.



По данным сайта  http://pravo.gov.ru/?ysclid=l5ti0mx4wx26386967



Теги: инвестиции, законодательство РФ, минэкономразвитие РФ,